Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 166» городского округа Самара» посещают 30 детей с ОВЗ в возрасте от 3 до 7 лет, из них с тяжелыми нарушениями речи по заключениям ПМПК – 24 ребенка, с задержкой психического развития – 6 детей.
Цель коррекционно-развивающей работы и (или) инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации — обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей (целевые группы), включая детей с особыми образовательными потребностями, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов; оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, социальной адаптации.
Задачи коррекционно-развивающей работы:
- определить особые образовательные потребности обучающихся, в том числе с трудностями освоения Федеральной программы и социализации в дошкольной образовательной организации;
- своевременно выявить обучающихся с трудностями социальной адаптации, обусловленными различными причинами;
- осуществлять индивидуально ориентированную психолого-педагогическую помощь обучающимся с учётом особенностей их психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей и потребностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии или психолого педагогического консилиума образовательной организации);
- оказывать родителям (законным представителям) обучающихся консультативную психолого-педагогическую помощь по вопросам развития и воспитания детей дошкольного возраста;
- содействовать поиску и отбору одаренных обучающихся, их творческому развитию;
- выявлять детей с проблемами развития эмоциональной и интеллектуальной сферы;
- реализовывать комплекс индивидуально ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в развитии и проблем поведения.
Коррекционно-развивающая работа объединяет комплекс мер по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся, включающий психолого-педагогическое обследование, проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционно развивающих занятий, а также мониторинг динамики их развития.
Коррекционно-развивающую работу в дошкольной образовательной организации осуществляют , учитель логопед, педагог-психолог, педагоги
Коррекционно-развивающая работа организуется: по обоснованному запросу педагогов и родителей (законных представителей); на основании результатов психологической диагностики; на основании рекомендаций психолого педагогического консилиума образовательной организации.
В детском саду создан психолого-педагогический консилиум (ППк), в рамках которого осуществляется сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода их пребывания в детском саду. В ППк входят: старший воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатели.
Коррекционно-развивающая работа в дошкольной образовательной организации реализуется в форме подгрупповых и (или) индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. Выбор конкретной программы коррекционно развивающих мероприятий, их количество, форма организации, методы и технологий реализации определяются дошкольной образовательной организацией, исходя из возрастных особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся.
Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учётом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ППк дошкольной образовательной организации.
Дети с ограниченными возможностями здоровья поступают в группы общеразвивающей направленности МБДОУ по заключениям городской ПМПК.
Коррекционная работа проводится по Адаптированным образовательным программам, разработанным индивидуально для каждого воспитанника с ОВЗ.
Педагоги МБДОУ, работающие с детьми с ОВЗ прошли курсы профессиональной переподготовки по работе с данной категорией детей.
В учреждении созданы условия для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми, оборудованы кабинеты, где учитель-логопед и педагог-психолог проводят подгрупповые и индивидуальные коррекционные занятия.
Учитель – логопед и педагог-психолог тесно взаимодействуют с воспитателями и музыкальным руководителем в течение всего учебного года по всем направлениям коррекционной работы.